пятница, 11 июля 2014 г.

Омбудсмен Бакыт Аманбаев: "Не верю в экстрадицию Батукаева в Кыргызстан"

- Бактыбек Абдилашимович, вы обещали поднять Институт омбудсмена на новый уровень в самом начале своей деятельности на этом посту. Какие изменения смогли привнести за 8 месяцев?

- По мировым стандартам, прежде чем реформировать какой-либо институт, ведомство или государство следует провести тщательный структурный и функциональный анализ.
Проводится анализ работы всех структурных отделов, вплоть до работы каждого сотрудника. Первоначально мы провели такой анализ в сравнении с успешным опытом других государств. Во-вторых, уровень зашиты прав человека в нашей стране на высоком уровне, поэтому мы обратили своё внимание на использование внутренних ресурсов. Мы проанализировали, как работают наши законы, на каком уровне применяются права, возможности аппарата, работу наших партнёров: гражданского общества, международных организаций и власти. Также провели анализ внутренних нормативно-правовых актов, определили вопросы, остающиеся вне внимания института омбудсмена.

Например, до этого времени не проводилась работа по защите прав мигрантов, военнослужащих, предпринимателей. Предприниматели представляют гражданам работу и зарплаты, но права их не защищены. Выявив это, мы разработали новую структуру. В этой работе участвовал я сам, международные и местные эксперты. Завершается первый этап реформирования института. Сейчас мы стоим перед запуском новой структуры, после чего откроются новые отделы, каждый сотрудник пройдёт аттестацию. В состав аттестационной комиссии войдут представители международных, неправительственных организаций, заинтересованные в участии граждане. После этого прошедших аттестацию сотрудников мы обучим при поддержке международных организаций. Затем мы рассмотрим вопрос технического оборудования института. Таким образом создадутся все условия для полноценной работы института.

- Ваше стремление провести реформы достойно похвал, но как руководитель какие конкретные дела вы сделали?

- Хороший вопрос. Мы в основном работаем по двум направлениям: реактивному и преактивному компоненту. Реактивное направление – это работа со всеми поступающими к нам жалобами, обращениями. Каждое поступившее заявление тщательно рассматривается и заканчивается восстановлением прав заявителя. В преактивном компоненте мы по собственной инициативе проводим мониторинг, проверки, на этой основе выявляем нарушения прав, причины этих нарушений и затем работаем над восстановлением прав.

За полгода мы сделали ряд успешных дел. Мы провели исследование по наиважнейшим 4 направлениям, подготовили специальный доклад. Если парламент своевременно рассмотрит этот доклад и вынесет соответствующее решение, то в стране восстановятся права десятков людей. Например, в докладе рассматривается вопрос пыток. Почему происходят такие факты, их основные причины, предотвращение, в какие законы необходимо внести изменения – проведён анализ этих вопросов, и итоги направлены на государственном и официальном языках в парламентские комитеты. Теперь доклад должен быть рассмотрен предварительно в парламентском комитете по правам человека, Конституционному законодательству и госустройству, затем в палате.

Второй вопрос: презумпция невиновности. Согласно 26 статье Конституции запрещается называть человека "виновным" вплоть до решения суда, но в Кыргызстане эта норма часто нарушается. Мы сделали по этому поводу специальный доклад. Третий доклад касается людей с ограниченными возможностями. Сейчас много нарушается прав таких граждан в общественных местах, транспорте, службе. Четвёртый вопрос, который мы исследовали – это семейное насилие, спецдоклад направлен в ЖК. Я верю, что институт омбудсмена превратится в справедливый, открытый, нейтральный, неполитизированный, доступный всем гражданам институт.

- Вы говорите, что создадите институт вне политики, но, по мнению отдельных депутатов, вы сами стали политиком…

- Я не согласен с таким мнением, потому что если проанализировать мою деятельность на фактах, то вы не увидите, чтобы я хвалил деятельность или идеологию определённой партии. Я работаю в рамках закона об омбудсмене. Если где случаются нарушения прав человека или закона, я отправляюсь туда и работаю в рамках своих полномочий. При необходимости доношу до общественности вопросы простых граждан без всякой боязни. Скажите ради справедливости, видели, чтобы я проводил интересы определённой партии?

- В вопросе известного врача Жамалбека Тургунбаева и депутата-"республиканца" Нурбека Мурашева создалось впечатление, что вы защищали права депутата. Не является ли это радением за партию "Республика", депутатом которой является ваша сестра Урмат Аманбаева?

- В день инцидента я сразу встретился с врачом, затем с депутатом и его помощником. Отмечу, что здесь пострадали обе стороны. Первая сторона – родственники скончавшейся женщины, вторая – главврач Жамалбек Тургунбаев. Родственники умершей обвинили врача в ее смерти по причине неправильного лечения. Я переговорили со всеми сторонами конфликта и сразу обратился в Генпрокуратуру по вопросу доказательства факта избиения врача депутатом и возбуждения уголовного дела в случае подтверждения этого факта. После этого обратился к спикеру парламента с предложением создать независимую депутатскую комиссию по этому вопросу, чтобы определить вину врача. Ведь по вине врача, вследствие его неправильных действий в 2013 году умерло 5–6 человек. С одной стороны я хотел поставить точку и в этом вопросе. Короче говоря, я могу сказать, что проявлял в этом вопросе нейтральное отношение к обеим сторонам.

- Не успели Генпрокуратура, парламентская комиссия прийти к определённому заключению, как стороны примирились. Этот финал не свёл на нет ваши действия?

- Самое главное, что я попытался решить вопрос в рамках своих полномочий после случившегося. Позже стороны примирились, я не могу в это вмешиваться.

- В своё время вы защищали тех, кто вымогал деньги от "Кумтора". Сейчас оба вымогателя осуждены на 15 лет лишения свободы. Законно защищать нарушителей закона?

- "Кумтор" сам очень большой вопрос. В селе Саруу проживает примерно 15-тысячное население. Ко мне обратились как к омбудсмену сарууйцы: "Мы остались в изоляции, наших ребят задерживают, стоит им выехать из села, защитите наши права". Я отправился в Саруу, пробыл там два дня, познакомился с местным населением, аксакалами. Я беседовал с молодёжью, женщинами, областными руководителями, сотрудниками милиции, исследовал ситуацию. Все эти встречи и разговоры сняты на видео. Местные жители поставили передо мной вопрос, что их детей избивают, сено сжигают, и просили донести эту информацию до широкой общественности. Я обещал как омбудсмен сделать это и донёс до власти. Все эти слова не мои, а народные. Я не мог не донести. Поэтому совесть моя перед народом чиста.

- Депутат Омурбек Текебаев говорил, что один депутат получил деньги от кандидата в омбудсмены за два депутатских голоса. Что вы на это скажете?

- В ходе первого тура сам Омурбек Чиркешович отдавал за меня свой голос. Получается, что ему я давал деньги? Меня избрали сами депутаты из числа 54 кандидатов. Выборы прошли в два тура. В финале во второй тур прошли я и Асия Сасыкбаева. Во втором туре депутаты проявили принципиальность, заставили счётную комиссию пересчитывать голоса у них на глазах и проголосовали за меня. Думаю, невозможно дать деньги 120 депутатам. Если есть сомнения, то они должны подтверждаться фактами. Если таких фактов нет, то тогда подозрения коснутся всей палаты.

- Говорят, что к вашему назначению приложила руку ваша сестра Урмат Аманбаева…

- Моя сестра имеет право отдать один голос в мою пользу подобно Асие Сасыкбаевой и Турсунбаю Бакиру уулу, проголосовавших за себя. Моё назначение омбудсменом было решено большинством голосов. Один голос ничего не решает.

- Один из кандидатов в омбудсмены Акылбек Сариев заявил, что выборы омбудсмена были незаконными, доказательством чего служит подготовка 6 тысяч бюллетеней для 120 депутатов…

- Я уважаю этого человека. Есть специальные органы, чтобы расследовать его претензии. Они должны определить, как и кем был нарушен закон. Будет неправильным мне говорить относительно правильности или неправильности слов этого человека.

- Экс-омбудсмен Турсунбек Акун заявлял, что не оставит свою должность, пока не будут выявлены виновники побега Батукаева. Теперь он задержан и будет экстрадирован в Кыргызстан. Каким, по-вашему, будет финал этого дела?

- До этого времени я высказывал своё мнение по Батукаеву. Этот вопрос три дня обсуждался в парламенте вплоть до называния имён виновников. Они должны быть наказаны и посажены в тюрьму. Что касается Батукаева, то я не верю в его экстрадицию.

Источник: газета "Жаны агым" № 28 от 11.07.2014 / стр. 8

Комментариев нет:

Отправить комментарий