понедельник, 4 августа 2014 г.

Испуганная власть, забытый Уркун

Политическое руководство Кыргызстана в этом году не осмелилось помянуть жертв Уркуна 1916 года.

Представители общественности, собравшиеся на поминовение, восприняли это как трусливую, запуганную политику перед Кремлем.
На уходящей неделе, кроме того, суд изменил меру пресечения подозреваемому в коррупции бывшему спикеру парламента Акматбеку Келдибекову, дал ему разрешение на лечение за границей. Тотчас следом за этим бывший мэр Бишкека Иса Омуркулов оправдался в суде по основаниям отсутствия состава преступления. Аналитики отметили, что возбужденные на этих двух человек уголовные дела изначально носили политический характер и обвинили власть в том, что раз она сама нечистая, то у нее не осталось морального права обуздывать других.

Чего боится власть?

В 2008 году во время власти Бакиева парламент официально обозначил, что каждый год в начале августа отмечается неделя памяти жертв национально-освободительного движения 1916 года. Вот с тех пор, начиная с 1 августа, на официальном уровне организовывались различные памятные мероприятия. В этом году глава страны Атамбаев оставил без внимания поминание жертв событий, оставшихся в истории как Уркун (Исход). В столице Бишкеке в связи с этими событиями не проведено никаких рабочих мероприятий. Всего-то, что собрались общественные организации во главе с движением “Ашар”, которые обсудили условия проведения 100-летия кровавых событий, и разошлись.


Один из сопредседателей движения “Ашар” Жумагазы Садыр уулу раскритиковал официальную власть за заискивание перед Кремлем, и что не осмелилась провести поминальные мероприятия.

- Мы не смогли избавиться от недуга манкуртизации во властной среде. Вот сейчас здесь собрались мы, небольшая кучка народа, и только эти люди помянули Уркун. Власть отнеслась к этому равнодушно. Поэтому мы уже перестали верить, что 100-летие Уркуна будет достойно отмечено. Наши историки все исследовали. Но политическая элита испуганно озирается, не поддерживает. Еще одна проблема. Под национальными интересами мы стали понимать интересы горстки людей во власти. Мы еще не защитили национальные интересы по таким событиям как национально-свободительное движение 1916 года.

Напишут ли “красную книгу” о стоявших в начале истребления?

Пресс-службы кыргызского президента и правительства не распространили официальной информации об официальном поминовении Уркуна. В то же время правительство России, приурочив к 100-летию событий 1916 года, начало планировать проведение мероприятий в соответствии с политикой собственных интересов.

Горчаковский фонд при Министерстве иностранных дел России поддержал проект по восстановлению исторических фактов 1916 года. Интересно, миссия реализации данного проекта вручена “Семиреченскому русскому казачьему войску” в Кыргызстане. Эта общественная организация известна как наследник движения русского казачьего войска, составлявшего ядро карательных отрядов русского царизма того времени.

Доктор исторических наук, профессор Кыргызского национального университета Токторбек Омурбеков характеризует так: если эти события исследуют русские казаки, тогда это приведет к тяжким последствиям фальсификации истории.

- Первыми сюда переселились русские казаки. Не спрашивая согласия местного населения, каждому из них выдали по 36 гектаров земли. Их освободили от налогов. Они служили опорой царской власти в полувоенном положении. Затем они запугивали, угрожая плетью, управляли, как хотели местным населением. Война возникла именно по причине этой эксплуатации. А теперь вот так оказалось, что их потомки выступают, навязывают нам свои намерения: «история не такая, а была вот такой». До сих пор кыргызские историки специально не озвучивали острые обстоятельства. А сейчас наоборот само русское казачество начало оживлять ту идею спустя 100 лет. Это продолжение старой традиции. Такое нельзя допускать. Сегодняшняя русская власть вместо того, чтобы финансировать и поддерживать их, должна была сказать: «Прекратите, не бередите рану, живите спокойно».

В советскую эпоху не была дана возможность подробного исследования событий 1916 года. Потому что предостерегалось: обнародование всего этого противоречит советской национальной политике. Вот почему многие исторические факты, связанные с Уркуном, прятались в архивах, они вышли на свет только после получения независимости Кыргызстаном. Однако снова оживившиеся в Кыргызстане движения русского казачества считают сфальсифицированными эти исторические труды, обнародованные в годы независимости.

Поэтому атаман Семиреченских (Жети-суйских) казаков в Беловодском Геннадий Баженов остановился на поднятой инициативе - поднять архивы до Октябрьской революции и восстановить сфальсифицированные факты.

- Людям надо показывать истинную историю, а не удобную кому-то. В настоящий момент искривляют и искажают историю так, как представляется кому-то правильной. Поэтому мы должны показать событие так, как оно было. Есть литература, написанная до революции. Есть письма свидетелей того времени. Как сейчас США ставят свои требования миру, так в то время Великобритания влияла на тогдашнюю Турцию, Европу, разжигала огонь войны. Тут богачи восстали против России, сколько русских убили! Поэтому положение ухудшилось, царь Николай II был вынужден перевести сюда два полка с Западного фронта, где шла Первая мировая война».

«Правда», которую ищет русское казачество

Для расследования исторических фактов 1916 года общественное объединение «Семиреченское казачье войско» сообщило, что перекопает исторические архивы в Алматы, Ташкенте и Санкт-Петербурге. Тогдашнее военное руководство Туркестанского края, относящегося к России, приводило различные предположения причин возникновения восстания. Самое основное из них – обрисовывали возникновение Уркуна как результат провокации иностранных шпионов среди местного народа. Причины Уркуна связывали с религиозно-пантюркистской идеей в регионе. Приводили отчеты на этот счет.

Ученый историк Токторбек Омурбеков, остановился на том, что сегодняшние потомки русского казачества, опираясь на те архивные документы, выносят ошибочные выводы.

- Для оправдания своих кровавых преступлений они напридумывали бог весть какие отговорки. К примеру, в то время были сообщения, что прибыли шпионы из Турции, усилили религиозную рознь, провоцировали народ против русских. Кыргызы до сего времени не пропитались пантюркизмом и исламом, и как же они могли благодаря той идее выступать против русского царизма? Это была клевета. Поскольку в то время шла война, главы уездов говорили, что Германия вмешивается через Турцию и провоцирует народ. А сейчас они не осмеливаются называть Германию, стали называть Англию. Все это фальсификация.

Хотя в советскую эпоху не разрешалось глубоко исследовать события 1916 года, но отмечалось, что они были результатом колониальной политики и эксплуатации царской России. Но действия сегодняшней Российской Федерации по оправданию кровавой политики тогдашней русской империи натолкнули к непониманию социальные слои в Кыргызстане, воспитанные в коммунистическом духе и пророссийском направлении. Многие говорят, что поддержка Москвы инициативы русского казачества по восстановлению исторических фактов 1916 года указывает на то, что она перестала отличаться от царской России.

Председатель партии коммунистов Кыргызстана Исхак Масалиев выразил такой взгляд на эту инициативу.

- В советской истории события 1916 года написаны на одной страничке, мало внимания обращалось, но тем не менее дана отрицательная оценка. Хотя говорят, что написано однобоко, и Октябрьская революция спасла кыргызов от истребления, но в этом есть правда. Если бы действительно не произошло той революции и советская власть не защитила кыргызов, то какой была бы будущая судьба нашего народа? Вот гнавшие по следам вплоть до Китая карательные отряды совсем бы истребили кыргызов, совершили геноцид. А теперь вот русское казачество хочет написать свою историю. Об этом не надо печалиться. Мы должны собрать ученых и глубже описать объективную историю в соответствии с интересами кыргызского народа, причем не в политической, а в научной плоскости.

Дела, начавшиеся политикой и завершившиеся политикой

В конце недели Первомайский районный суд Бишкека изменил меру пресечения бывшему спикеру Жогорку Кенеша Акматбеку Келдибекову, подозреваемому в коррупции и посаженному в заключение, дал разрешение на лечение в Германии. До этого его сторонники в Алае перекрыли дорогу, требовали перевода Келдибекова под домашний арест. После многих переговоров сторонники Келдибекова разошлись. Вначале власть характеризовала задержание Келдибекова как результат борьбы с коррупцией, перечисляла по государственному телевидению неподтвержденную информацию о его домах-имуществе.

Доктор политических наук Аалыбек Акунов привел аргументы, что еще до коррупционного дела Келдибеков пал жертвой политического соперничества.

- Власть сама не чиста. Когда сама не чистая власть кого-то называет "коррупционером", то у нее не остается морального права наказывать его. Поэтому сказанное ею о борьбе с коррупцией наталкивается на недовольство. А ведь те же перекрывшие дорогу алайцы поставили вопрос: “Вы посадили Келдибекова, а сами вы чисты?” В пример привели освобождение властью Батукаева. Они обоснованно подняли вопрос: “Почему освободившая Батукаева  власть не освобождает Келдибекова?” Может быть, есть какие-то зацепки к Келдибекову по какому-то делу. Но уже с самого начала дела против него стало известно, что оно открыто ради политических интересов. Его первая вина перед властью – в бытность спикером парламента не подчинился президенту, хотел быть самостоятельным. Поэтому его надо было снять, свергнуть и поставить на место в политическом значении.

Над карьерой Исы Омуркулова занесен топор?

В тот же день после обеда Октябрьским районным судом Бишкека был оправдан бывший мэр Бишкека Иса Омуркулов, на которого возбуждено уголовное дело по подозрению в грубом нарушении земельного закона. Суд признал отсутствие состава преступления в его решении по уточнению границ парка Ата-Тюрка в самом центре Бишкека. Эксперты расценивают принуждение к уходу с должности и возбуждение уголовного дела на Омуркулова, входящего в близкий круг президента Атамбаева, как специальный метод, примененный с целью выгнать с поста тогдашнего мэра Оша Мырзакматова и посадить Келдибекова. Это было нужно для отбрасывания претензий, что борьба с коррупцией проходит в избирательных условиях. Они говорят, что по политическому будущему Омуркулова нанесен удар, а он работал гораздо активнее, чем сегодняшний мэр.

Бывший генеральный прокурор Байтемир Ибраев отметил, хотя эта показуха понадобилась для политики, но нанесла тяжелый ущерб доверию.

- С целью показать “если надо, мы можем возбудить уголовное дело даже на человека в окружении президента”, - открыли на Ису Омуркулова уголовное дело, вынудили уйти с должности, а сейчас создали какое-то интересное обстоятельство, говоря, что нет доказательств его преступления. Сейчас в суде установлено, что за ним нет преступления. Но это было известно еще во время следствия. Можно было закрыть дело еще во время следствия. Каких только слов не высказывали вокруг Исы Омуркулова почти за год. Еще не вышло решения суда, а в обществе уже создали мнение. И кто теперь ответит за это?

В то же время еще один бывший мэр города Бишкека Нариман Тюлеев был лишен свободы на 11 лет с конфискацией дома-имущества. Тем не менее в обществе преобладают мнения об утрате доверия к инициативе власти по борьбе с коррупцией. Увеличиваются массы людей, убедившихся, что здесь борьба с коррупцией превратилась в оружие политической игры, это всего лишь способ вывести из игры неудобных политиков.

Источник: Азаттык уналгысы

Комментариев нет:

Отправить комментарий