вторник, 16 сентября 2014 г.

Акылбек Жапаров, общественный деятель: «Осенью народ может подняться…»

- Акылбек мырза, на днях вам исполнится 50 лет. Вам не хочется от трудностей жизни вернуться от 50 в свои 5 лет? Вы знали, что в будущем станете экономистом? Наверное, сожалеете, что выбрали такую профессию?


- Человек должен быть реалистом. Ведь нельзя вернуться к прошлому. Я не знал, что в будущем стану экономистом. В детстве была мечта стать врачом или инженером. Не сожалею, что стал экономистом. Не ошибусь, сказав, что политика подтолкнула к выбору такой профессии. Когда в 1993 году закладывали основы социал-демократичяеской партии, выбрали 7 сопредседателей (среди них А. Эркебаев, А. Тагаев, К. Идинов, А. Марышев, Ж. Ибраимов, А. Атамбаев), я был избран ответственным секретарем, главой аппарата. До сего дня у меня нормальные отношения с ними. В 1995 году Абдыжапар Тагаев стал первым вице-премьер-министром, пригласил к себе помощником. Там были созданы условия для ведения преимущественно экономических работ. С утра до вечера читая бумаги республиканского уровня, я узнал, что очень много вопросов связано с экономическими, финансовыми требованиями. Там начался мой интерес к экономике, я поступил в Бишкекскую финансово-экономическую академию, получил специальность экономиста. Мы вдвоем с Абдыжапаром Абдыкаровичем первыми открыли в Кыргызстане кыргызскую фондовую биржу, составили центральный депозитарий. Работал я также в фонде членом Национальной комиссии по ценным бумагам Кыргызстана. Вкратце, вмешиваясь в политику, мы стали заниматься экономикой, финансами.

- Наверняка были дни, когда поддавались амбициям, эмоциям?

- Допущено много ошибок, были дни, когда поддавались эмоциям. Сейчас чувствую, что много ошибок допущено в моменты принятия решений не рассудочно, а эмоционально. Сейчас работаем над исправлением тех недостатков. Как говорится «мои года – мое богатство», мы смогли набрать много опыта, стали со многими людьми друзьями-товарищами, соратниками, современниками, смогли собрать команду.

- Каков ваш вклад в теорию и практику кыргызской экономики? Что выполнено, а что нет?

- Я работаю в направлении налогов и модернизации. Защитил докторскую диссертацию по «Модернизации кыргызской экономики» (очень сильно помогло в экономических исследованиях). По тому же направлению готовлю аспирантов, кроме того, читаю лекции студентам, усовершенствую свою науку в Кыргызстане, Москве, других государствах. Будучи депутатом законодательной палаты Жогорку Кенеша (председателем комитета по налоговым, таможенным и иным отчислениям), мы приняли Таможенный и Налоговый кодексы, одним из их авторов был я. Поздней работал министром финансов, министром экономики, мы реализовали эти законы в практику. По моей вышеуказанной диссертации мы разработали специальную программу под названием «Мобил». Не исполняется большинство программ: «Как увеличить доходы, сократить убытки?», «Как нам перейти на путь развития?» Но, надеюсь, это осуществится на практике.

- Растолкуйте понятие «экономика Кыргызстана», из чего состоит наша экономика?

- На сегодняшний день имеется понятие «китайская», а затем «общемировая экономика». К сожалению, понятие «кыргызская экономика» есть только у самих кыргызов, другим народам не присуще. Наша экономика состоит из услуг и торговли. До 50 (%) из сельского хозяйства, 30 (%) - электроэнергии, остальное – производственные, перерабатывающие предприятия, а затем освоение месторождений. Что имеется на сегодняшний день? Всё, что осталось с советской эпохи. Остались стекольный закон в Токмоке, ламповый завод в Майлуу-Суу. В течение 23 лет мы не можем продвинуться вперед. Мы смогли запустить в работу некоторые оставшиеся от коммунистов заводы, фабрики. Но не смогли построить заводы, предприятия, способные по современным технологиям выпускать на экспорт товары. Если вчера была кыргызская экономика, экономика сельского хозяйства и производственная экономика, то сегодня их нет, потеряли.

- По вашему мнению, вхождением во Всемирную торговую организацию (ВТО) мы смогли защитить производство или разрушили?

- Мы вошли в ВТО, не подумав, по политическому решению и совершенно разгромили свое производство. Наше завтра куется сегодня. Чрезвычайно мало количество людей, намеревающихся: «Сегодня поработаем, будем запускать в работу и перейдем на правильный путь развития». Много говорящих: «Получим пенсии, пособия, займемся политикой». Наше завтра туманное. Если не соберутся умные, рассудочные люди, не изберут лучших, и мы не подчинимся им, то будущее будет трудным. Если избирать героя-баатыра из каждого села, тогда будет сложней.

- Вы в ряду противников вступления в Таможенный союз. Правительство говорит о завершении подготовки, ясное дело, хотим или не хотим, но войдем. Что нам делать?

- Я не против, но нахожусь в ряду тех, кто полагает «лучше бы нам не входить в Таможенный союз» (ТС). Взглянем вдаль – Таможенного союза через 20 лет не будет. Все рвутся войти во Всемирную торговую организацию и работать по единому правилу. Россия вошла, Казахстан хочет войти, старается также Белоруссия. Они говорят: «Через 5-10 лет мы примем все правила, работающие в Кыргызстане». А мы: «Подождем еще 10 лет, пока они дорастут». Жизнь не стоит на месте. Поэтому было бы хорошо кыргызу выбрать путь своего развития. Войдем или не войдем в Таможенный союз, от этого небо не упадет на землю, вода не прекратит свое течение. Если мы шире взглянем на будущее, желая развиваться как Япония, Малайзия, Китай, не впадая в зависимость к другой стране, определимся и уточним свою экономическую и другую модель управления, тогда есть путь к развитию. Только тогда сможем на равных разговаривать с большими и малыми государствами, вести взаимоотношения. Не годится цепляться к кому-то одному, потому что не можем четко сказать, приведет ли это к хорошему.

- Мы же цепляемся к России… К тому же против нее вводятся пакетами санкции. Не распространится ли ущерб на всех? Вроде оказывает воздействие на сегодняшнюю дороговизну? К примеру, по словам некоторых аналитиков, к товарам будет добавляться только по 50 сомов. Но добавление к каждому товару по 50 сомов для такого простого народа как мы это большие деньги. Мы не можем потянуть цены на товары, к которым добавляются не по 50, а по 5 сомов. Вот еще говорят, что «хлеб подорожает». Цена на бензин повышается с каждым днем. Вы ощущаете подорожание?

- Ощущаю подорожание. До сегодняшнего дня я проработал во многих правительствах. Когда цена за 1 литр бензина или солярки повышалась на 40 или 50 тыйынов, правительство собирало весь свой состав, президенты требовали отчета. Мы ходили в парламент отчитываться, выступали перед народом с объяснениями. На сегодняшний день, хотя  цена за 1 литр бензина повышается на 8 сомов, правительство безмятежно сидит, не поведя бровью, не вижу также его действий. Возникает вопрос: Правительство не может доставить задержанные с апреля в Казахстане ГСМ, весной ничего не смогло сделать, так что же оно будет делать зимой? Вы покупаете 1 булку хлеба, в ее цене 25-30(%) – ГСМ, 20(%) электроэнергия. Раз дорожает бензин, электроэнергия, то и хлеб подорожает. Доллар укрепляется, если сом потеряет силу, то подорожает и продукция. От ползучего тихого повышения цен может произойти какой-то большой скачок. В особенности для зависящего от бюджета простого народа (зарплата, пенсия, пособие) это одна из чрезвычайно больших угроз. Есть механизмы снижения этих угроз, но на это у них или мозгов не хватает, или заняты своей работой, нет времени. Скажу по правде, я не могу хорошо понять принципы работы сегодняшнего правительства.

- Россия убрала все препятствия для доставки ей овощей-фруктов, правительство говорит, что потенциал для покорения ее рынка достаточный. Это возможно? К тому же есть еще опасения, что этот экспорт приведет к повышению цен у нас.

- Очень правильно. Выгоду от овощей-фруктов получают посредники, крестьяне не получают хорошей прибыли. У нас нет инфраструктуры, больших емких складов-ангаров и нет машин, поездов для прямой доставки овощей-фруктов в Россию. Все это в руках частных предпринимателей. Когда вступим в Таможенный союз, самую большую прибыль получат посредники. И это тоже наша слабость, указывает на нашу неготовность к вхождению в ТС. Отдадим все в руки посредников со словами «цена хорошая», а сами останемся сидеть голодными? Если всё уйдет в Россию, то их место захватит некачественная, вредная для генофонда продукция, придет из Китая или других стран по низкой цене. Какой-то объем собственных овощей и фруктов необходимо оставить в своей стране. Правительство должно учесть эту сторону и вероятно делает какие-то шаги. Однако, с определенностью сказать трудно. Наше правительство должно поставить на 1-ое место продовольственную безопасность!

- Как вы думаете, каково в целом положение народа сегодня? К примеру, пограничный вопрос на юге, свет, газ… Мы вроде отстраняемся от них. Что будет, если юг поднимется? Да и север тоже вообще недоволен дороговизной. Может ли народ подняться осенью?

- Я бы не стал делить «север, юг», потому что экономика относится к обеим сторонам. Повышение цен для всех нас тяжесть. Я не ясновидящий, но осенью народ может подняться. Такая ситуация может сложиться из-за неповоротливой работы правительства, не проводящего разъяснительных работ с народом. Хотя мы все говорим «народ», но не думаем о его выживании. За 23 года народ потерял равенство, разделился на богатых и бедных. Появились неимущие бедняки. Если цены повысятся, будет тяжело только кыргызу.

- Говорят: «президенты не улучшаются, а с каждым разом все больше ухудшаются», как говорится «придет хороший правитель –  выправит народ, придет плохой правитель – замучает народ», наш сегодняшний президент выправляет, или мучает народ?

- Наш президент старается выправить народ, но ему хорошо не подходят стоящие рядом приближенные. Как и прежние президенты, он сменил 3-4 премьер-министров. В его окружении еще не собралась команда с хорошим энергичным премьером. Но есть надежда, что соберет хорошую команду, выправит наш народ, улучшит. Ведь впереди есть еще 3-4 года.

- Как вы сами воспринимаете критику?

- Вообще трудно понравиться кыргызскому народу, и  Манас не нравился. Говорят же: «Героизм есть, ума нет». Мы и кумыс пьем, критикуя. Пусть будет высказана критика, но правильная. Критику правильно воспринимаю. Но иногда мне становится плохо от написанной лжи, услышанной сплетни. Потому что огорчаюсь, если услышит мама, дети, наверное, больно ударит по ним.

- Известно, видные люди ежечасно читают сайты. Вы «фанат» какого сайта?

- Я не фанат никакого сайта. Преимущественно обращаю внимание на финансово-экономические сайты России, Европы. А в Кыргызстане просматриваю сайты «АКИпресс», «24/kg», «Кабарлар».

- Кому-то давали, брали взятку?

- Не давал и не брал взятку.

Источник: газета «Баягы асаба» №18 от 11.09.2014/стр.6

Комментариев нет:

Отправить комментарий