среда, 10 сентября 2014 г.

Все козырные карты в руках президента, или новая концепция государственного управления

Депутаты Жогорку Кенеша Исмаил Исаков, Омурбек Абдырахманов, Равшан Жээнбеков разработали новую концепцию государственного управления Кыргызстана. "Эта концепция содержит только структуру государственного управления. Без таких изменений невозможны реформы и развитие", - говорят авторы концепции.


Были большие изменения с тех пор, как Кыргызстан обрел независимость. Экономика страны перешла на рыночные отношения, появились различные виды собственности, в том числе частная и муниципальная собственность. Принятая 5 мая 1993 года Конституция была неоднократно изменена в интересах семейного правления бывшего президента.

Из-за внесенных изменений в Конституцию, из-за неправильной внешней политики и подавления прав и свобод граждан произошли две революции, а в 2010 году страна перешла к парламентско-президентской системе правления. Несмотря на это, до сих пор государство продолжает содержать дублирующие агентства и службы, огромную армию чиновников.

В исполнительной ветви власти не было важнейших реформ. А работа местных органов власти вовсе не соответствует сегодняшним требованиям, потому что их финансовые возможности ограничены. Они не могут решать вопросы, предусмотренные законом, даже бессильны в подборе кадров. Их зарплата очень низкая.

Особенно низкая зарплата у сотрудников правоохранительных органов, сферы образования и здравоохранения. Пенсии и пособия не дотягивают до прожиточного минимума из-за инфляции и роста цен. Централизация финансовых ресурсов, как наследие советской власти, вынудила органы местного самоуправления оказаться в полной зависимости от столицы.

Такая система является тормозом для развития и способствует развитию коррупции. Кроме того, такая система позволяет сотрудникам силовых структур ущемлять права и свободы граждан. Самое главное - подобная система убивает конкуренцию при рыночных отношениях и распугивает инвесторов.

На основании всего этого появляется необходимость незамедлительного проведения реформ в системе государственного управления. В первую очередь реформы нужно начать в исполнительной власти, в системе местного самоуправления и в правоохранительных органах.



I. Административно-территориальное деление и государственное управление

В данное время в стране установилось 5-тиступенчатое государственное управление:

1. Президент (основной управляющий);

2. Правительство;

3. "Губернатор" (область);

4. Аким (район);

5. Айыл окмоту.

Такое 5-тиступенчатое управление является сложным и неэффективным. Оно не позволяет полноценно работать исполнительной власти. Здесь нет системы единого государственного управления. Из-за отсутствия механизмов осуществления власти и регулирования законов, местные органы ограничены в возможностях проведения реформ и воплощения в жизнь принятых законов. На деле местная власть работает неэффективно. К слову, из-за доминирования президентской власти правительство не может самостоятельно решать политические и экономические вопросы.

Что касается 5-тиступенчатой системы, то нужно отрезать оттуда две ступени - "губернатора" и президента. Если ограничить полномочия президента, то наш президент будет напоминать президентов парламентских стран, где такая фигура нужна только во время политических кризисов.

Вместо областей и более 60 районов и городов следует оставить только 18-20 аймаков. Только тогда в Кыргызстане будет сформирована 3-хступенчатая система государственного управления, которая зарекомендовала себя в мировой практике.

К примеру, в Чуйской области, условно говоря, будут только два аймака - "Восточный Чуй" и "Западный Чуй". Их центрами станут города Токмак и Кара-Балта. Власть будет децентрализована. Главами аймаков и городов станут избранные народом мэры и акимы.



II. Центральные органы власти. Президент и парламент

На референдуме 2010 года кыргызстанцы одобрили новую Конституцию. На основании всенародного голосования власть досталась в руки парламента и президента. Но образно говоря, все козырные карты оказались в руках президента. Козырными картами в политике называют правоохранительные и силовые структуры. Кто управляет ими - тот и является "хозяином дома".

Поэтому, как и раньше, важные вопросы в стране решаются президентом. Он способен управлять другими ветвями власти, но в то же время, избегая любой ответственности. Кроме того, президента избирают на излишне долгий срок - на 6 лет. Президент не относится ни к одной ветви власти. В то же время, как и раньше, он не позволяет премьер-министру самостоятельно работать.

Поэтому в будущем нам следует перейти на европейскую модель парламентаризма. Тогда президент будет ограничен в полномочиях. Его будет избирать парламент сроком на 4 года. С учетом деления на север и юг, нам следует рассмотреть вопрос чередования. Такая практика применяется во всем мире.

В такой системе "хозяином дома" станет премьер-министр, в руках которого окажется вся исполнительная власть. Он будет нести ответственность за все. Премьер-министр станет и командующим вооруженных сил. Мы не должны забывать истины, которые были раскрыты двумя революциями: "Все беды в Кыргызстане из-за президентов", "Революции происходят не из-за слабости, а усиления власти, которая выходит из-под общественного контроля".

В соответствии с нынешней Конституцией, парламент избирается на основании партийного списка. Как бы мы не критиковали эту систему, но так принято во многих странах мира. Люди должны объединяться на основании своих интересов. Если люди хотят править, то они должны вступить в партии. Если их не устраивают имеющиеся партии, то нужно создать свою партию. Если человек не хочет участвовать в политике, то он может только голосовать на выборах, а в остальное время заниматься своими делами.

Следует отметить, что проведение выборов на основании партийных списков позволяет объединять разные регионы. А президентские выборы способствуют региональному делению, противостоянию народа.



III. Правительство

Парламент избирает правительство и отправляет его в отставку, если оно выйдет из доверия. Государственную политику определяет и осуществляет правительство. Правительство - коллективный орган правления, но за его работу лично отвечает премьер-министр. Как член правительства, министр разрабатывает программу развития своей отрасли. На основании принятой программы правительство приносит в парламент законопроекты.

Кроме того, министры разрабатывают определенные стандарты для своей отрасли. Основной работой министров станет выполнение законов. Если законы и стандарты не будут соблюдаться, то вопрос будет вынесен на заседание правительства или органов местной власти. В случае чего, не исполняющий закон чиновник будет привлечен к ответственности прокуратурой или судом.

Министерства перестанут заниматься хозяйственными вопросами. На основании конкуренции, прозрачности, открытости, реформ, конкурсов и тендеров будет сформирована система управления, в которой нет коррупции. Правительство будет управлять страной на основании законов. Закон станет основной движущей, развивающей силой страны. Таким образом, сформируется вертикаль ЗАКОНА и горизонталь ВЛАСТИ.

У нас немногочисленное население и у нас ограничены экономические возможности. Поэтому следует сделать правительство более компактным. Будет достаточно, если в правительстве будет премьер-министр, его заместители, 11 министерств. Нужно избавляться от отделов аппарата правительства, которые были основаны на хозяйственном основании, как в Советской системе.

На основе оптимизации государственного управления и проведения административно-территориальных реформ можно обеспечить чиновников достойной зарплатой. Президент, премьер-министр, спикер и другие высокопоставленные личности должны жить в своих домах. Нужно сокращать расходы на охрану чиновников. Необходимо полностью упразднить управделами президента и парламента, которые разбрасываются народными деньгами.

Зарплаты министров и акимов составят 3 тысячи долларов, а сотрудников аппарата - не менее 1000 долларов. Только тогда появится возможность брать на работу толковых чиновников. Но это не означает, что расходы на содержание чиновников вырастут.

Будут созданы отличные условия для бизнеса. Начнет работать принцип: "Наши налоги - самые низкие в регионе, но будут платить все". Будут упразднены Антикоррупционная служба при ГКНБ, Финполиция и отдел МВД по борьбе с экономическими преступлениями. Государство откажется от разрешительной функции. Оно сохранит только функции контроля.

Бюджетные средства будут контролироваться Счетной палатой. В отношении чиновником могут быть возбуждены уголовные дела только на основании заключения Счетной палаты. Государство будет контактировать с бизнесменами только посредством Налоговой службы. Если появятся спорные вопросы по налогам, то дело будет рассмотрено в суде.

Если выяснится, что в таких вопросах есть элементы уголовного дела, то Налоговая служба обратится в следственные органы. Уклонявшиеся от налогов компании будут вынуждены выплатить компенсацию и штраф, на добровольной или принудительной основе. В подобных делах не должно быть уголовной ответственности.



IV. Местная власть

В данное время власть в Кыргызстане состоит из двух компонентов:

1. Государственная власть от правительства до акима района;

2. Органы местного самоуправления - мэрии и айыл окмоту.

На деле эти компоненты противоречат друг другу, создавая ощущение, что в стране нет единой государственной власти. Это неправильная политика. В стране должна быть только одна государственная власть. Такая государственная власть состоит из двух ступеней:

1. Центральная власть;

2. Местная власть.

А местная власть состоит из двух ступеней:

1. Власть аймака или города;

2. Айыл окмоту. Акимы, мэры, главы айыл окмоту должны избираться местным населением.

Выступая перед народом, кандидат представляет свою программу. Если он добьется поддержки народа, то он будет работать независимо. А другие варианты "избрания" акимов и мэров не позволят им полноценно работать. Избранный мэр или аким сам назначает других руководителей региона, шефа полиции, но с согласия местных депутатов.

Местные депутаты утверждают бюджет и следят за его выполнением. Кроме того, они контролируют работу акима и мэра. Аймаки и города будут оставлять у себя 50% собранных налогов. Кроме того, местный бюджет получит 50% от налогов, отчислений, лицензионных перечислений горнодобывающих компаний. Из центрального бюджета будут выделяться деньги в регионы, которые будут в дотации.

Власть в айыл окмоту будет осуществлять глава айыл окмоту, который будет избран местным населением. Депутаты сельсовета будут следить за использованием бюджетных средств и за работой главы айыл окмоту.



V. Судебная власть

Судьи 1-й инстанции будут избраны местным населением. А на основе областных судов будут созданы Апелляционные суды. Они будут рассматривать апелляции и выносить окончательные решения. Верховный суд будет рассматривать только важные дела. В Верховном суде будет не более 9 судей.

Для Верховного и Апелляционного суда можно оставить нынешнюю систему отбора судей. Если не будет давления со стороны президента, если судьям создадут условия для работы и обеспечат достойной зарплатой, а их деятельность будет находиться под общественным контролем, то удастся сократить коррупционные явления. А член Верховного суда будет получать такую же зарплату, как министр. Зарплата местных судей не должна быть ниже 2 тысяч долларов.



VI. Прокуратура и служба безопасности

Прокуратура будет объединена с Министерством юстиции и начнет работать при правительстве. Этим министерством будет управлять министр юстиции - генпрокурор. Из прокуратуры будет отделена следственная служба, которая начнет работать при правительстве и парламенте.

Служба безопасности будет разделена на две части: служба разведки и контрразведки. Служба контрразведки будет бороться с терроризмом. Зарплата сотрудников этих служб будет сопоставима с зарплатой сотрудников правительства.

Депутаты Жогорку Кенеша:

Исмаил Исаков,

Омурбек Абдырахманов,

Равшан Жээнбеков.

Источник: газета "Майдан.kg" №32 от 10.09.14 / стр. 6

Комментариев нет:

Отправить комментарий