вторник, 13 мая 2014 г.

Кыргызстан: страна парадоксов

Прошло уже несколько лет, как сформировался парламент республики Кыргызстана, а единого, слаженного законотворческого коллектива так и не получилось. Словно лебедь, рак и щука депутаты различных фракций становятся в позу, когда нужно вынести любое важное государственное решение.
Но чему тут удивляться, если в интервью  национальному ТВ сам президент сказал, что «у парламентской системы оказалась такая особенность, если какая-то партия не получает большинство мандатов, тогда правительство вот так часто сменяется, это есть и в опыте других стран…» Лидер страны пояснил этими словами не только положение с парламентом, но и частую сменяемость  руководителей  кабинета министров, которые, кстати, уходили после коррупционных скандалов. Но приходят во власть не лучшие люди. Ирина Карамушкина  не зря удивила всех своим вопросом: «Как кандидат на должность министра культуры  Камила Талиева будет совмещать госслужбу и религию. Ко мне поступила жалоба от сотрудников Министерства социального развития, которые приходили к вам на отчеты, что вы заставляли их ждать себя в кабинете, потому что читали намаз. Они отмечали, что вы госслужащий и должны исполнять свои прямые обязанности, и я с ними согласна. Как будет в дальнейшем?». Стоит отметить, что за время работы вице-премьером (1,5 года) Камила Талиева сменила 12 секретарш, 13 водителей и 15 помощников. Однако такой активности  с ее стороны в выработке государственных решений не было.

Беда этой страны в том, что от перемены мест чиновников в Кыргызстане лучше не становится. Парламентариями движут не забота о  народе, а прежде всего выгодные условия для  себя лично. А вместе с тем уровень бедности в Кыргызстане  составляет уже  около 40%, бедные кыргызстанцы тратят на питание 26 тыс. сомов в год или 72 сома в день. Крайне бедные жители тратят на еду 43 сома в день или 15,4 тыс. сомов в год. Причем этот уровень  позволяют удерживать переводы мигрантов. Не волнуют власти и то, что в Кыргызстане на сегодняшний день насчитывается  более 200 тыс. безработных, что составляет 8,5% от общего населения. И только 7 тысяч безработных получают пособия в размере 380 сомов.

Есть, однако, совсем не такие цифры, которые озвучивают депутаты на своих заседаниях: «Национальный бюджет трещит по всем швам. При доходной части $2 млрд., дефицит бюджета уже превысил 500 млн. долларов. Внешнеторговый оборот в $5,5 млрд. уже имеет отрицательный торговый баланс в размере $2 млрд. Внешний долг достиг $3 млрд., а внутренний составил порядка $400 млн. За годы независимости в стране так и не создано продовольственной, топливно-энергетической, пограничной безопасности, нет транспортно-энергетической инфраструктуры. Вынужденная внешняя трудовая миграция поглотила свыше 2 млн. наших граждан. Международная кредитно-финансовая изоляция Кыргызстана, в конце концов, стала закономерным следствием бездарной внутренней политики. Если называть вещи своими именами, то Кыргызстан – это страна-банкрот. Упадок в стране хорошо заметен через лицо Бишкека. Столица превратилась в большое грязное село с разбитыми дорогами и фонарями, хаотично ведущимся строительством, безжалостной вырубкой деревьев и освоением парковых зон».

Самый больной вопрос в стране – социально-экономический. Однако, в парламенте так и не нашли времени   законодательно обсудить этот вопрос. Министерство социального развития Кыргызстана сообщило, что возможности выделять помощь сверх уже заложенной в бюджете суммы у него нет.

Журналисты навестили  многодетную семью, проживающую в Бишкеке. Гульмира Алибекова не работает, а у мужа нет стабильного дохода — он работает на дому, занимаясь ремонтом старой мебели. Единственным доходом этой большой семьи из 10 человек является социальная поддержка в размере 2600 сомов. Но и этих денег от органов социальной помощи они добивались с трудом. Супруги рассказали историю, которую они пережили около трех лет назад. Тогда у них было семеро детей. О том, как их старания повысить сумму пособия еще больше усугубили положение, вспоминает Гульмира:

- До этого мы получали 1900 сомов за семерых детей. На мою просьбу немного повысить выплаты сотрудники акимиата ответили: «Мы должны посмотреть, в каких условиях вы живете». На тот момент я консервировала помидоры и огурцы на зиму. Заметив банки, они заявили: «Вы, оказывается, хорошо живете — и телевизор есть, и стиральная машина». И снизили пособие до 1000 сомов.

И таких семей много. Кому-то отказывали в пособии по причине наличия холодильника в доме или из-за постеленного на полу ковра, количества заготовленных консервантов или просто потому, что на членах семьи добротная одежда. Министерство социального развития вообще заявило, что  выдача пособий может прекратиться и по состоянию жилищных условий.

Парадокс заключается в том, что чем беднее живет народ, тем богаче живут власть имущие, тем сильнее коррупционная составляющая чиновников. Может поэтому слова президента страны Алмазбека Атамбаева о коррупционерах: «Если в какой-то партии больше именно таких, то кто виноват? Я тоже был в оппозиции, тогда во власти сидели воры, мы в оппозиции кричали: пусть воры уйдут. А сейчас посмотришь на предводителей оппозиции – многие маслокрады, воры. Такой вот особый парадокс Кыргызстана. Это радующая меня вещь. Если воры, маслокрады собрались в оппозиции, значит, мы идем верной дорогой…». Он с гордостью говорит об авторитете Кыргызстана на международной арене, что западные кредиторы готовы помочь островку демократии в Центральной Азии. Но умалчивает о том, что кабальные условия  заботливых  «ростовщиков» могут привезти к разорению экономики страны. «МВФ» и «Всемирный банк» обещают стране многомиллионные кредиты, но при условии выполнения собственных требований, среди которых, в первую очередь, сокращение социальных расходов и рост тарифов.

И это еще не все. Стоит вспомнить, что было с Кыргызстаном в 90-е годы. Следуя советам западных финансистов, власти пошли на уничтожение промышленного производства и сельского хозяйства. Это привело к многолетнему кризису, выражающемуся, в том числе в отсутствии средств на реализацию самых элементарных социальных обязательств государства: выплату пенсий и пособий, содержание бюджетных организаций — школ, больниц и т.д. Чтобы хоть как-то залатать эту брешь, власти страны стали неконтролируемо поглощать кредиты. Что, собственно, и нужно было западным финансовым институтам: Киргизия превратилась в вечного должника, постоянно тратящего изрядную часть бюджета на выплату процентов и послушно выполняющего волю всесильных кредиторов.  Но что будет со страной в будущем?

Сейчас к власти пришел очередной премьер-министр  Джоомарт  Оторбаев. «Джоомарт Оторбаев, работавший шесть лет старшим советником Европейского банка реконструкции и развития по вопросам инвестиционного климата, член наблюдательного совета Американского университета в Центральной Азии, президент Ротари-клуба, отличается от своего предшественника более выраженной прозападной ориентацией. Его главная задача – увести Киргизию от курса на евразийскую интеграцию», –  предупреждает эксперт Александр Князев. Он же называет  нового премьера будущим  могильщиком правящего лидера страны.

А вместе с тем  Алмазбек Атамбаев продолжает  повторять: «Пусть народ сам решит, слушать крикунов, или увидеть правду. По-моему, настало время для Кыргызстана очиститься. Будь то депутат, министр, премьер, спикер, президент — надо отвечать перед законом. Надо подчиняться закону. Начиная от простого человека и до президента надо отвечать перед законом…». Хорошие слова, но скорее всего они для публики, а не  призыв к исполнению.  Кто жил  в стране хорошо, стал жить еще лучше, а кто жил плохо, тот стал жить еще хуже. Это аксиома сегодняшнего дня и с ней не поспоришь.

Эксперты не зря называют Кыргызстан страной парадоксов. И это мнение небеспочвенно. Только в этой стране  с такой легкостью убирают президентов,  депутаты меняют не только свое мнение, но и  премьер-министров, только  здесь национализируют  собственность одних  инвесторов и с открытой душой приглашают других. А в практику народа решать проблемы прочно входят  насилие, грабеж и  инстинкт толпы.  Может поэтому эта страна,  если делает шаг вперед, но чтобы для того, чтобы вернутся назад.

http://www.paruskg.info/2014/05/14/99283#more-99283

Комментариев нет:

Отправить комментарий