четверг, 24 апреля 2014 г.

"Текебаев начал намекать, что ради достижения собственных целей согласен даже на некоторое кровопролитие"

Такое заявление сделал экс-глава ЦИК Акылбек Сариев в интервью газете "Учур"


- На словах заявляется о честных выборах, но почему-то эти благие намерения не реализуются практически. В чем, по-вашему, причины такого положения?
- Всем известны слова президента А. Атамбаева о необходимости обеспечения честности и справедливости предстоящих парламентских выборов 2015 года. В этих целях была создана рабочая группа под началом руководителя президентского аппарата Д. Нарымбаева, которая призвана выработать изменения, поправки в выборное законодательство. Из того что я знаю, невзирая на достаточный срок со времени создания этой группы, до сегодняшнего времени не выдвинуто весомых предложений.
- На недавнем 4-ом заседании Национального совета по устойчивому развитию прозвучали предложения о внесении изменений в Конституцию в связи с предстоящими парламентскими выборами. Что можете сказать по этому поводу?
- Эти предложения не имеют никакого отношения к вопросу проведения чистых выборов, о которых говорил Атамбаев. Предложения депутатской группы касались в основном партийных списков. Честность и справедливость выборов никак не зависят от партийных списков. Точнее, этот проект взят из проекта И. Кадырбекова, с незначительными изменениями. Подозреваю, что выступающие авторами данного законопроекта 33 нардепа просто подписались, ознакомившись с его основным содержанием.    
  - Какова, по вашему мнению, основная цель предлагаемых изменений? В целом что вы думаете по законопроекту?
- В предлагаемом депутатской группой под началом Текебаева проекте инициируется разделить единый выборный округ на девять регионов. Вместе с тем партийные списки предлагается разбить на два, иначе говоря, региональный и республиканский. Интереснее всего, что республиканский список будет включать трёх кандидатов, и они получат первоочередное право на мандаты. Остальные мандаты будут распределяться по региональным спискам в зависимости от полученных голосов.
Преимущества региональных квот Омурбек Текебаев объясняет тем, что жители регионов зачастую не знают, к какому депутату обращаться по тем или иным вопросам, отдельные регионы остаются без депутатов, что это позволит взращивать региональных лидеров и не будет только партийных лидеров, как это происходит сейчас. Не ошибусь, если назову истинной целью проекта - обеспечить возврат в парламент главного инициатора путём внесения изменений в закон. С этой стороны нет сомнений в "мастерстве" этой персоны. Чтобы не быть голословным, можно привести в пример референдум 2011 года, президентские выборы 2011 года. Всем известно, что именно О. Текебаев инициировал ввести  50-процнетную норму, чтобы достичь целей. На референдуме и президентских выборах была введена 50-процентная норма, а норма о сборе подписей в 9 регионах была снята.
- А если партийный список не сможет набрать достаточное число голосов по определённому региону?
- Я думаю, что истинным предназначением этого проекта является снятие условия о необходимости получения не менее 0,7 процентов по каждому региону. Если принять во внимание нынешнюю политическую ситуацию в стране, то сомнительно, что сегодня каждая партия власти сможет набрать необходимое число голосов по всем 9 регионам. Поэтому предлагается распределять мандаты между партиями, которые смогли набрать более 7 процентов в партийных списках по всей республике. Другими словами, если проект будет принят, то не будет необходимости набирать по каждому региону необходимое число голосов.
- Говорится, что законопроект будет принят, чего не скрывает О. Текебаев. По вашему мнению, избиратели готовы к этим нововведениям?
- Вне сомнений законопроект пройдёт, если учесть непротивление данным предложением рабочей группы под началом Д. Нарымбаева, потому что только Жогорку Кенеш обладает правом внести изменения в закон, а также состав инициаторов. Что касается избирателей, то выражаясь простым языком, им не холодно и не жарко от нововведений. Как показывает опыт, интерес избирателей к выборам возникает с началом избирательных кампаний и заканчивается после окончания процесса выборов.
Больше всего меня беспокоит, что Текебаев начал намекать, что ради достижения собственных целей согласен и на небольшое кровопролитие. В доказательство приведу слова Текебаева в обсуждении этого вопроса на радио "Азаттык". На вопрос ведущего эфира: "Приняли вы во внимание обстоятельство, что законопроект может привести к усилению противостояния политических оппонентов и конфликту?" О. Текебаев ответил следующим образом: "На местах вне зависимости от системы происходят подобные конфликты. Недавно прошли местные выборы в Турции, там тоже были столкновения, раненые, убитые. Подобное происходит в Индонезии. Это зависит от политической ситуации, градуса политической напряжённости. Я думаю, это зависит от результатов голосования".
Поневоле приходишь к мысли, что для пришедших к власти путём кровопролития людей становится безразлично, прольётся кровь или нет. Признак такого отношения я наблюдал во время июньской трагедии 2010 года. Считаю, что перестрелка на выборах 2012 года, нынешняя ситуация в стране должна стать для каждого из нас основанием для взвешенных и обдуманных решений.
- Во время дебатов "Азаттыка" Омурбек Чиркешович предвзято цеплялся к вам и выдвигал претензии: "Не я, а ты неправильно провёл выборы". Что знает Текебаев о вашей деятельности?
- Оставлю эту клевету на его совести. Я думаю, что он видит во мне виновника, что он не достиг намеченных целей в парламентских выборах 2010 года, иначе говоря, что его партия не смогла набрать 65 мандатов. Судя по его высказываниям, обиде, мне следовало исказить результаты выборов и предоставить побольше мандатов тогдашней власти. Оказывается, только тогда выборы бы были "правильными". Я признаю только то, что не позволил Текебаеву в 2010 году внести изменения декретами и провести выборы так, как он хотел.
- Кажется, на вас сильно подействовали слова Текебаева: "Ты не сможешь ответить на вопрос, как провести честные выборы" и "Если ты такой крутой, то почему не смог пройти в омбудсмены?"…
- По-моему, понятия "чистые выборы" и "справедливые выборы" следует разграничивать. У нас свыше полутора миллионов избирателей, каждый из них использует разные методы достижения своих целей. Я не могу утверждать, что у всех людей, убеждённых в своей способности провести "чистые выборы", все в порядке с головой. Можно пытаться провести выборы честно, справедливо в рамках закона, но сложно провести "чистые выборы" не только у нас, но и в остальных государствах. Напомню, я никогда не говорил, что проведены "чистые выборы", я всегда горою, что "выборы проведены по закону, мы пытались провести их справедливо". Касательно моего имиджа, Текебаев высказал удовлетворённость, что выгнал меня из ЦИК, сожаление, что не смог меня засудить, подозрения по поводу того, что не смог набрать более 0,5 процента на президентских и парламентских выборах, припомнил, что я не прошёл в омбудсмены. Такие вещи я объясняю низким уровнем этого человека. Кажется, у него не хватаем ума осознать, что такими словами он ещё больше выпячивает собственные ошибки.
- Что тогда было на самом деле?
- Что касается моего участия в выборах членов ЦИК в 2011 году, то сидящие рядом с ним люди с удивлением сказали позже, что когда член счётной комиссии А. Бекматов объявил с трибуны, что мою кандидатуру поддержали 54 депутата из 102, он вскочил с места и крикнул в духе: "Что вы делаете, мы же договаривались!" В итоге счётная комиссия вывела заключение, что я не прошёл, а парламент утвердил. Сегодня депутаты дозрели до такого уровня, что могут проверить, насколько законным было тогдашнее решение парламента. Следует отметить, что депутат А. Кутушев в прямом эфире подтвердил, что я был избран членом ЦИК по этим показателям.
Что касается президентских выборов 2011 года, то ситуация была следующей. Когда в 2011 году рассматривался законопроект, между мной и инициатором законопроекта было следующее расхождение. Я считал, что следует оставить обязательную норму сбора голосов по каждому региону, иначе мы увеличим число кандидатов и снизим авторитет президентской должности. Я высказал мнение, что собрать 30 000 голосов можно на одном рынке "Дордой", и даже я могу выставить свою кандидатуру на президентских выборах. Я настаивал на своей позиции до самого конца, и в последние минуты, в 11:55 часов ночи пошёл в ЦИК и оставил своё заявление, но в выборах не участвовал.
Что касается выборов омбудсмена в 2013 году, бесспорно, депутаты исказили результаты голосования. Во-первых, протоколы были заполнены неправильно. Во-вторых, голосовали за отсутствующих депутатов, К сожалению, главные исполнители подтасовки имеют отношение к коалиционному большинству. Выбранный тогда Т. Акун с брезгливостью говорил о незаконности тех выборов в суде. Это говорит, о том, что инициатор ради достижения своих целей толкнул своих коллег на преступление. Ради справедливости надо поставить вопрос: почему члены простой участковой комиссии должны привлекаться к уголовной ответственности за подтасовку результатов выборов, но не депутаты, совершившие подобное нарушение закона? Я думаю, что доведу до конца это дело.
Скажу в заключение, что анализируя действия и желчные высказывания Текебаева, пришёл к следующим сравнениям, а читатели дадут свою оценку. С одной стороны, в качестве прототипа партийного лидера, "политического шоумена" российского парламента у нас преподносился "кыргызский доктор из Москвы", пытавшийся принимать участие в больших выборах. Это ошибочное представление. В ракурсе деятельности, поступков, повадок, занимаемого места у нас есть более точный прототип "российского шоумена". С другой стороны, этот человек напоминает "теке" ("горного козла"), который опрометчиво забрался на вершину высокой скалы и теперь не знает, как спуститься обратно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий