Два года назад сбылась мечта Стива Преснала, когда он отправился на охоту на сибирского горного козла в горах Тянь-Шаня на территории Кыргызстана. Вместе с двумя друзьями 49-летний житель американского штата Висконсин забронировал поездку через международного агента, который свел их с проводником из Каракола. Однако из-за этого проводника троицу путешественников арестовали.
«Сама охота прошла как нельзя лучше. Каждый из нас подстрелил по прекрасному охотничьему трофею – горному козлу. Но когда мы вернулись в лагерь, начались проблемы», – рассказывает Стив Преснал. Их проводник, несмотря на его заверения, не имел разрешения на осуществление охоты в данном районе.
По словам представителей кыргызских властей, стремящихся освоить такую статью дохода, как поступления от охотничьего туризма, проблема состоит в непрозрачном регулировании данного бизнеса. Существующий процесс способствует фактам мошенничества и браконьерства, не помогая защищать охраняемые виды животных.
Каждый год управление охотничьего надзора государственного агентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству Кыргызстана устанавливает квоты на отстрел диких животных пропорционально поголовью этих животных в каждом из 74 охотничьих угодий, охватывающих почти 70 процентов всей территории Кыргызстана. В 2012 году управлением было выдано квот на отстрел 400 горных козлов и 70 баранов Марко Поло.
Егеря получали лицензию на добычу горного козла по 720 долларов, барана Марка Поло – по 5 тысяч долларов. Это самые популярные охотничьи трофеи в Кыргызстане. Лицензия распространялась на закрепленные за егерями местными властями охотничьи угодья. Егеря, иногда выступающие в роли проводников, взимали потом до 6 тысяч долларов за охотничий тур на горного козла и 25 тысяч долларов за тур по добыче барана Марко Поло.
В связи с низким поголовьем животных егерю Стива Преснала не выдали лицензии на добычу на его территории на 2012 год. Однако он все равно повел Преснала с друзьями на охоту.
Многие подозревают, что процесс распределения охотничьих угодий сильно коррумпирован. Предполагается, что егеря должны управлять угодьями, направлять доходы от охоты на охрану своей территории от браконьеров и помогать сохранять крупную дичь, делающую угодья столь ценными.
«На некоторых участках явно ведется чрезмерная добыча вследствие браконьерства и плохого регулирования природных ресурсов», – отмечает старший научный сотрудник Национальной академии наук Аскар Давлетбаков, ежегодно организующий подсчет популяции диких животных.
Новое законодательство направлено на реформирование системы выдачи лицензий и выделения угодий. Согласно закону, который должен вступить в силу в следующем месяце, 52 охотхозяйства будут перераспределены в соответствии с более жесткими требованиями, меньшие по размеру угодья будут объединены, 8 млн га государственных угодий будут переданы в частные руки.
«Превалирование качества над количеством и более управляемое число хозяйств поможет улучшить регулирование», – полагает замначальника управления охотнадзора государственного агентства по охране окружающей среды Алмаз Мусаев, помогавший разрабатывать проект нового законодательства.
Впервые претенденты на должность егеря охотхозяйства будут обязаны представлять бизнес-планы, содержащие предлагаемую ими стратегию регулирования природных ресурсов. Более того, они не будут получать угодья автоматически сроком на 10 лет. По словам Алмаза Мусаева, ведомство хочет, чтобы угодья управлялись наподобие компаний, реинвестирующих средства, а не только занимающихся извлечением прибыли. «Доходы от организованных охотничьих туров будут направляться на увеличение популяции диких животных», – поведал чиновник EurasiaNet.org. Сюда, к примеру, относится выделение средств на мониторинг, борьбу с болезнями и меры, направленные на предотвращение конфликтов с чабанами из-за пастбищных земель.
Егеря также должны будут обеспечивать меры безопасности в целях предотвращения браконьерства на своих территориях. Хотя баран Марко Поло значится в Красных списках исчезающих видов Международного союза охраны природы и природных ресурсов в категории «видов, близких к переходу в группу угрожаемых», его рога являются популярным охотничьим трофеем, а мясо продается на местных рынках. Охотинспекторы, получающие сегодня всего по 50 долларов в месяц, будут наделены дополнительными полномочиями по аресту браконьеров. Кроме того, им будут положены 30 процентов от размера недавно увеличенных штрафов.
В докладе Пищевой и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) за 2008 год международный охотничий туризм характеризовался как один из важных механизмов охраны природы и социо-экономического развития сельской местности, при должной организации оказывающий минимальное негативное воздействие. Однако ФАО предупреждает также о «коррупции, мошенничестве, превышении квот, нерациональном управлении, сокращении популяции диких животных и биоразнообразия», являющихся, по словам обозревателей, серьезной проблемой в Кыргызстане и соседних государствах.
Некоторые специалисты по охране окружающей среды предпочли бы полностью запретить охоту, однако подобный подход не представляется жизнеспособным в стране, где за взятку можно получить почти любое разрешение.
По данным Охотнадзора, ежегодно в Кыргызстан из-за рубежа приезжает 700 охотников. Вследствие невысокого поголовья диких животных сегодня многие уезжают домой с пустыми руками или проводники ведут их на запретные территории, такие как государственные заказники. Туристы зачастую не имеют понятия, что нарушают законодательство КР. Дополнительную неразбериху вносят, по словам Мусаева, международные посредники, забирающих большую долю у проводников, которые потом зачастую отказываются отдавать трофеи, пока не получат дополнительной оплаты.
Стива Преснала и его приятелей отпустили в день ареста после уплаты проводником штрафа, но ни шкур, ни рогов своих трех ценных охотничьих трофеев – горных козлов – они так и не увидели.
Как сообщили EurasiaNet.org в милиции Каракола, трофеи были отданы организатору тура, пообещавшему отправить их почтой в Соединенные Штаты. Этого так и не было сделано, говорит Стив Преснал.
Организатор тура, «Аска-тур», исчез и не ответил на вопросы, заданные через веб-сайт агентства. С немецкой компанией, которая свела Стива Преснала с агентством «Аска-Тур», «Охотничий клуб Тайга», связаться для получения комментария не удалось.
Международные охотничьи форумы наводнены жалобами, подобными истории Стива Преснала, но поделать недовольные охотники практически ничего не могут. Несмотря на возникшие проблемы, Стив Преснал считает, что у Кыргызстана есть потенциал для охотников: «Это замечательная страна с дружественным населением и высококачественными трофеями. Я бы вернулся туда, но только если государство возьмет под контроль проблему с организаторами охоты», – говорит он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий