Саудовская Аравия и Катар активизируют проникновение в Центральную Азию.
Особенно ярко этот процесс заметен на примере Киргизии. Учитывая, что Эр-Рияд и Доха неприкрыто поддерживают исламистских радикалов, безобидные, на первый взгляд, экономические и культурные проекты имеют оборотную сторону.
Особенно ярко этот процесс заметен на примере Киргизии. Учитывая, что Эр-Рияд и Доха неприкрыто поддерживают исламистских радикалов, безобидные, на первый взгляд, экономические и культурные проекты имеют оборотную сторону.
ВСКОРЕ после обретения независимости власти Киргизии, образно говоря, пошли по миру с протянутой рукой. Бездумные, а зачастую и откровенно преступные либеральные реформы погрузили страну в пучину экономического и социального кризиса. Чтобы избежать полного краха, руководство республики взяло курс на привлечение финансовой помощи. За двадцать лет Киргизия получила в виде кредитов и грантов около 6 миллиардов долларов, но большая часть этих средств, во-первых, использовалась не для экономического развития, а для латания бюджетных дыр, во-вторых, пополняла личные сбережения чиновников. Но если польза от финансовых "доноров" весьма сомнительна, то отрицательные последствия очевидны. Получение кредитов от МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития и других финансовых институтов ставилось в зависимость от проведения либеральных реформ и выполнения вполне определенных политических уступок вроде размещения американской военной базы "Манас".
Нынешнее руководство Киргизии пришло к власти на волне обещаний развернуть внешнеполитический курс в направлении Москвы. Однако в последнее время заметна набирающая обороты ревизия этого курса. В частности, затормозился процесс присоединения республики к Таможенному союзу, заключен ряд соглашений с МВФ и Всемирным банком. Сюда же можно отнести резкую активизацию "арабского вектора" - укрепление отношений с Саудовской Аравией и Катаром.
За последние полгода Бишкек посетили несколько представительных делегаций из Эр-Рияда и Дохи. В сентябре 2013 года в Киргизии побывал председатель саудовского парламента, встретившийся с президентом Алмазбеком Атамбаевым, а в январе 2014-го состоялся визит заместителя министра иностранных дел королевства - принца Халеда бин Сауд бин Халед Аль Сауда. В ходе него стороны подписали генеральное соглашение о сотрудничестве и обмене земельными участками для размещения посольств. Как заявил министр иностранных дел Киргизии, "активное развитие сотрудничества между двумя странами отвечает всесторонним интересам наших народов. Мы договорились прилагать усилия для дальнейшего развития политического сотрудничества, торгово-экономического взаимодействия и культурно-гуманитарных связей".
Конкретные результаты сотрудничества уже есть. В ближайшее время Саудовская Аравия построит в районе аэропорта "Манас" логистический центр для экспорта из Киргизии мяса и мясопродуктов. С участием Исламского банка развития (штаб-квартира которого находится в Эр-Рияде) в Киргизии создается крупная страховая компания, этот же банк финансирует проект CASA-1000, предусматривающий поставки электроэнергии из Киргизии в Афганистан и Пакистан. Кроме того, между Саудовской Аравией и Киргизией в короткие сроки планируется подписание соглашений о воздушном пространстве, о торгово-промышленных палатах и создании делового совета.
Не сильно отстает от Саудовской Аравии Катар. В настоящее время ведутся переговоры о создании киргизско-катарского инвестиционного фонда с уставным капиталом в 100 миллионов долларов. Представители арабского государства выражают заинтересованность в проникновении в различные сферы экономики Киргизии - сельское хозяйство, горнодобывающую и туристическую отрасли. Набирает обороты и культурно-образовательная экспансия арабских монархий. В стадии подготовки - создание киргизско-арабского центра образования, а также открытие курсов подготовки имамов.
Столь стремительное освоение арабскими монархиями экономического и культурного, а в перспективе и политического пространства Центральной Азии вызывает озабоченность. Саудовская Аравия и Катар - главные поставщики нестабильности в исламском мире. Для этой цели ими используются радикальные исламистские группировки, сыгравшие решающую роль в ливийском и сирийском конфликтах. Фактом является и то, что религиозный экстремизм превратился в орудие Запада. Поэтому следует прислушаться к мнению экспертов, которые указывают на то, что в стремлении установить свой контроль над Центральной Азией и выдавить отсюда Россию и Китай Запад будет использовать те же методы, что были опробованы на Ближнем Востоке.
Саудовской Аравии и Катару в этих планах отводится роль экспортеров радикального исламизма. Первые шаги, возможно, уже делаются. Стоит напомнить о недавнем проникновении на территорию Киргизии группы предположительно уйгурских сепаратистов из Китая. Кроме того, в январе в республике были задержаны трое боевиков Союза исламского джихада. Имея за плечами боевой опыт в Сирии, они собирались открыть в Киргизии подпольный пункт вербовки исламистов.
Власти республики, вместо того чтобы выстраивать барьеры на пути проникновения в страну государств, поддерживающих терроризм, напротив, открывают двери для вполне легального их закрепления. Например, введя в 2012 году безвизовый режим для граждан Катара и Саудовской Аравии. Последствия столь недальновидной политики могут сказаться очень скоро.
Сергей КОЖЕМЯКИН
Источник: "Правда", №45 (30107) 25-28 апреля 2014 года
Источник - Правда Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1398437400 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий