понедельник, 11 апреля 2016 г.

Опусы про себя или самобичевание Айыпа

Очередной опус Нарына Айыпа про пауков в банке привлекателен и по своему содержанию, и по изложению. Как –никак опытный журналист, хороши и комментарии внизу, часть которых по стилистике очень похожи на Айыпа, но это простительно, надо же как-то удерживать интерес к публикации. Пусть даже если сам влезаешь в комментарии и провоцируешь. Это нормально.

Вот только одно как-то чувствуешь себя неуютно, когда читаешь сей опус. Удивительным образом, возможно из-за каких-то подсознательных глубин, вдруг начинаешь воспринимать опусы Айыпа, как самобичевание автора.

Путь Нарына Айыпа, по сути, это путь полная противоречий, внезапных «озарений» в отношении власти, то она хороша, когда он рядом с ней, то она жуть как коварна и страшна, когда нет ее рядом с ним.  И опус про пауков в банке, про падение Сариева показывает насколько противоречив сам автор.  Так и хочется ему прорваться через строки и крикнуть «а меня, меня вы забыли?». Как Айып сладостно описывает пирог, прямо как «пироженное Мадлен» (кстати Айып как высокообразованный человек должен знать Марселя Пруста). И вокруг этого пирога власти разворачивается все трагическое существование «не у власти» автора. С какой страстью он обличает политиков, с таким эпатажем, что только рукоплескать и остается.
Только, как говорится «дьявол прячется в деталях». «Политическая жизнь Кыргызстана переживает в последние дни очередной этап позора – она уже вошла в такое русло, что через каждый год с небольшим нужно менять действующего премьер-министра, какими мы причинами это ни объяснялось. Действует как бы принцип – "порулил сам, дай порулить другому". В очереди на пост уже выстраивается несколько претендентов, которые требуют себе положенного», пишет Айып. Уместное и глубокое замечание. Но вот закавыка, в некоторых странах ЕС такая ситуация давно уже воспринимается как нормальное явление. Примеров много, просто стоит покопаться в интернете. Причем, эти страны имеют глубокие демократические традиции, о которых так часто как упрек кыргызской действительности любит упоминать Нарын Айып.
Назовите хоть одну страну, парламентскую, где не происходят такие же процессы как в Кыргызстане. Это нормальное явление, когда конкурирующие политические партии, группировки почти под микроскопом разглядывают друг за другом. Сфера политики априори предполагает жесткую конкуренцию, борьбу идей и амбиций. И господину Айыпу это известно, лучше чем другим. Правда, бывает, что конкуренция превращается в обычные бандитские разборки, когда жестоко и безжалостно, физически уничтожаются конкуренты.
Айып это должен помнить. Ведь он был близок с покойным Медетом Садыркуловым, который кстати вытянул Нарына Айыпа из безвестности, безнадеги, когда бывший сотрудники радио «Азаттык», Би-Би-си и остался не у дел, и почти подарил государственное информационное агентство «Кабар». И ведь настолько был принципиален Айып, что даже остался сидеть на должности руководителя «Кабара» после зверского убийства Садыркулова. Хотя, кто был соратником Садыркулова, те, кто порядочен, сразу же ушли с государственной службы, бросив вызов Бакиевскому режиму.
Сотрудники «Кабара» так и не дождались преобразований, на которые уповали с приходом Нарына Айыпа. В итоге «Кабар» был превращен в простой рупор Бакиева, с подачи Айыпа была введена жесткая цензура. Государственное информагентство потеряло свою конкурентоспособность.
А Айып продолжал верно служить режиму Бакиева, вплоть до апрельских событий 2010 года. И ведь, как опытный журналист, Айып знал и догадывался, что Садыркулов был убит. И убит кровавым режимом. Вот она принципиальность, вот она чистоплотность по – айыповски! И ведь ни тени раскаяния, ни тем более покаяния не дождалось общество от Айыпа. А если взять по – большому, Айыпа можно считать соучастником убийства Садыркулова. Его молчаливое преданное служение Бакиеву, даже после убийства Садыркулова не это ли является свидетельством?
Нарын Айып, конечно, может опровергнуть, и сказать, что его призвали на службу не по протекции Садыркулова, а из-за его профессионализма. Тогда возникает вопрос, кто и когда? И почему такой принципиальный, высокопрофессиональный журналист просто закрыл глаза на происходящее, и ни разу не выступил против того беспредела, который творился у него на глазах?
Почему он не писал то же самое, но более хлестко, когда премьеров Бакиев менял как перчатки и без особых причин, когда создал правительство над правительством в виде ЦАРИИ, грубо превращал страну в свою вотчину. Вопросов много к Айыпу, на которые он не сможет ответить, и если ответит, то по принципу «сам дурак». Впрочем, это особо и не обидит. Айып больше резонер, чем журналист. А согласно справочникам, резонерство — тип мышления, характеризующийся склонностью к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Она проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление больного к «рассуждательству».
Наверное, эта доминирующая черта характера Айыпа, стали причиной его скандальных расставаний с радио «Азаттык», Би-Би-Си. Даже там Айып успел обвинить руководство в «семейном правлении».  
Стоит, наверное, напомнить Айыпу о том, что великие мыслители давно уже предупреждают, прежде чем воспитывать кого-то, надо быть воспитанным самому. Прежде чем упрекать кого –то, надо быть более-менее безукоризненным. И возможно стоит разобраться с пауками в своей душе господин Айып, ведь как вы выражаетесь в душевной емкости разворачиваются самые страшные страсти, похлеще чем шекспировские.
Возвращаясь к опусу Айыпа, он пишет «любая вещь выворачивается наизнанку и превращается чуть ли не в свою противоположность». Да любая вещь, даже если ты служил кровавому режиму, то потом путем определенных манипуляций можно превратиться в принципиального оппозиционера. Все это происходит на наших глазах. И яркий пример тому, сам господин Айып. Вам не снится по ночам Садыркулов?

К.Кутманов.


2 комментария:

  1. Мда. Господин Айып настолько последователен в своей "принципиальности" что и дальше продолжает служить тем кто убил Садыркулова. А как иначе объяснить ту однобокость суждений, как в том фильме "тут помню, тут не помню..." Во времена его протекторов, коллег Нарын Айыпа попросту избивали, изгоняли из страны и убивали. Но его "принципы" не позволяли ему говорить об этом. Страну грабили, как советский завод, растаскивали все по винтикам. но принципы Айыпа были на страже! Бизнес, который простой народ строил годами, отбирался без зазрения совести - Айып в тряпку молчал.

    ОтветитьУдалить
  2. Во многом автор блога прав. Но! Нарын Айып никогда не работал на Би-би-си! Его жруналистская жизнь началась после десятилетней жизни из Москвы, где он пытался защитить диссертацию и работал дворников. При этом он сумел выпустить первую независимую газеты "Мүрөк" в конце 1989-х начале 90-х. Потом была газета Сыдыковой "Республика", из которой он прямиком попал на "Азаттык" в Праге, где проработал до 2000-х годов, пока не был выдавлен Чоротегином. Утверждать, что Садыркулов лично поддерживал Нарына Айыпа (Идинова) сложно. Однако он до сих пор в хороших отношениях с еще одной приближенной к Бакиевым фигуре Зайнитдином Курмановым, спикером парламента при семействе Бакиевых. Вот откуда растут ноги!

    ОтветитьУдалить